Программа «Профпрогноз -2020»
Программа «Профпрогноз» предназначена для выявления профессиональных намерений учащихся 7–11 классов учреждений общего среднего образования Гомельской области.
Программа «Профпрогноз» реализуется на протяжении последних 12 лет в сотрудничестве регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи с районными отделами образования, учреждениями образования региона.
Программа «Профпрогноз» является важным инструментом для всех заинтересованных лиц в организации работы с учащимися по эффективному планированию и построению их будущей профессиональной карьеры, начиная с 7 класса.
Программа «Профпрогноз» могла бы стать полезным источником для формирования кадровой политики региона, заинтересовать работодателей, потому что сегодняшние школьники – это будущие работники наших предприятий, организаций, компаний со своим взглядом на рынок труда, не всегда совпадающим с официальными прогнозируемыми потребностями в кадрах.
При проведении компьютерного опроса по программе «Профпрогноз» учащиеся отвечали на ряд вопросов, которые касались их профессиональных намерений и будущих профессиональных планов. Речь шла не только о планируемой профессии учащегося, но и о некоторых факторах, влияющих на этот выбор – любимые предметы, интересы в дополнительном образовании и т.п. Для разных классов в программе были определены свои цели опроса, а именно:
7, 8 классы
Основные вопросы для учащихся 7 и 8 классов касались их предметных предпочтений и увлечений, которые они реализуют или хотели бы реализовать в различных кружках и объединениях учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
Для школьников этого возраста это период развития, когда рано задумываться о выборе конкретной профессии, но самое время для самооценки своих интересов, склонностей и личных особенностей. Учреждение дополнительного образования – это не только то место, где учащийся может научиться рисовать, танцевать, конструировать, это часто та среда, где начинается формирование его интереса к будущей профессии. Занятия в учреждении дополнительного образования также оказывают влияние на повышение мотивации к изучению учебных предметов. Дополнительное образование детей и молодежи – это важный этап трудового воспитания и социализации школьников.
9 класс
Учащимся 9 классов при опросе было предложено ответить на вопросы о своих планах по продолжению образования, а именно: обучение в старшей школе или поступление в профессиональное учреждение образования – технический лицей (учреждение профессионально-технического образования) или колледж (учреждение среднего специального образования) для получения рабочей профессии.
10, 11 классы
Учащимися старшей школы (10, 11 классы) предстоит сложный выбор своей будущей профессии, соответственно важно определиться с выбором профилирующих предметов при поступлении в университет, с дополнительной подготовкой к вступительным испытаниям. Учащимся предлагалось выбрать специальности (основной и дополнительный вариант) в конкретном учреждении высшего образования республики или специальности в учреждении среднего специального образования области или профессии в учреждении профессионально- технического образования для продолжения обучения.
В анкетировании по программе «Профпрогноз 2020» приняло участие более 50000 учащихся из 7–11 классов учреждений среднего образования области, что составило почти 90 % от списочного состава учащихся. По результатам опроса были подготовлены отдельные отчеты по учебным параллелям с 7 по 11 класс, для каждого района Гомельской области, некоторых учреждений образования областного и городского подчинения.
Некоторые общие результаты анкетирования учащихся представлены ниже.
7 класс
Предметные предпочтения учащихся распределились следующим образом:
Рис.1. Предметные предпочтения учащихся 7 классов области
На рисунке приняты следующие сокращения: |
||
РУС – Русский язык; БЕЛ – Белорусский язык; ФИЗ – Физика; МАТ – Математика ИНС – Иностранный язык; |
ХИМ – Химия; БИО – Биология; ИСТ – История Беларуси; ГЕО – География ИНФ – Информатика |
ОБЩ – Обществоведение ФИР – Физическая культура ТРД – Трудовое обучение; ТВР – Творчество; ВИС – Всемирная история |
*Учебный предмет «Обществоведение» представленный в опросе не изучается в 7 и 8 классах, поэтому при выборе данного предмета учащиеся ориентировались на такие предметы как «Всемирная история» и «История Беларуси». |
Среди предметов, которые выбраны учащимися как предпочтительные – математика, русский язык, физика, физическая культура. Порядок предметов не изменился по сравнению с прошлогодним опросом семиклассников.
Рис.2. Дополнительное образование учащихся 7 классов в объединениях по интересам по области
Наиболее востребованные направления дополнительного образования учащихся – физкультурно-спортивный, художественный и культурно-досуговый профили объединений по интересам. Вместе с тем, значительное число учащихся, более 25 % от числа опрошенных, не посещали кружки и секции на дату анкетирования. Это количество практически совпадает с числом учащихся, которые не выразили желание посещать учреждения дополнительного образования.
8 класс
Рейтинг учебных предметов для учащихся 8 классов выглядит следующим образом:
Рис.3. Предметные предпочтения учащихся 8 классов области
Учащиеся, как и в 7 классе, отдают предпочтение математике и русскому языку, хотят изучать иностранные языки. В целом распределение учебных предпочтений учащихся 8 классов не претерпело значительных изменений по сравнению с опросом прошлого года.
Также не произошло значительных изменений по сравнению с прошлогодним опросом в результатах учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования.
Не снизился процент учащихся, которые не посещают учреждения дополнительного образования и не желают их посещать.
Рис.4. Дополнительное образование учащихся 8 классов в объединениях по интересам по области
9 класс
Результаты профессионального выбора учащихся 9 классов оказались предсказуемыми – значительная часть учащихся (более 60 %) планирует продолжить обучение в старшей школе, остальные хотели бы получить среднее специальное и профессионально-техническое образование. При этом почти половина учащихся сделали выбор конкретного учреждения образования, а половина на момент опроса не определилась – где хотели бы учиться.
Рис.5. Профессиональные намерения учащихся 9 классов по области
1 |
Планирующих дальнейшее обучение в школе, гимназии, лицее |
2 |
Планирующих поступление в учреждение ССО по избранной |
3 |
Планирующих поступление в учреждение ССО |
4 |
Планирующих поступление в учреждение ПТО по избранной |
5 |
Планирующих поступление в учрежедние ПТО |
Профессиональные предпочтения учащихся по специальностям и профессиям распределились следующим образом:
- для поступающих в учреждения среднего специального образования
Рис.6. Перечень наиболее востребованных специальностей учреждений ССО области
- для поступающих в учреждения профессионально-технического образования
Рис.7 Перечень наиболее востребованных профессий учреждений ПТО области
10 класс
Значительное количество учащихся 10 класса планирует продолжить обучение в учреждениях высшего образования республики, вместе с тем часть учащихся хотели бы поступить в учреждения среднего специального или профессионально-технического образования области.
Рис.8. Профессиональные намерения учащихся 10 классов области
1 |
Планирующих поступление в учреждение ВО по избранной специальности |
2 |
Планирующих поступление в учреждение ВО |
3 |
Планирующих поступление в учреждение ССО |
4 |
Планирующих поступление в учреждение ССО по избранной специальности |
5 |
Планирующих поступление в учреждение ПТО по избранной специальности |
6 |
Планирующих поступление в учреждение ПТО |
7 |
Не планирующих поступление в учебное заведение |
Число учащихся, которые хотели бы обучаться в университетах за пределами Гомельской области, в два раза превышает количество желающих учиться в г.Гомеле и г.Мозыре.
Рис.9. Число учащихся, планирующих поступление в учреждения ВО области
На рейтинг наиболее востребованных профессий с высшим образованием продолжают оказывать влияние стереотипы о «модных» профессиях. Единственное отличие от результатов прошлых лет – отсутствие в этом списке экономических специальностей и увеличение числа учащихся, которые хотели бы работать программистами после окончания университета.
Рис.10. Перечень наиболее востребованных специальностей учреждений ВО
Наиболее востребованные специальности в учреждениях среднего специального образования
– профессии медицинского направления, в учреждениях профессионально-технического направления – повар и водитель. Соответствующий выбор преобладал у учащихся 10 классов в прошлогоднем опросе.
11 класс
Процентное отношение учащихся, желающих получить высшее образование, по сравнению с прошлым годом остается неизменным – более 65 %.
Рис.11. Профессиональные намерения учащихся 11 классов области
1 |
Планирующих поступление в учреждение ВО по избранной специальности |
2 |
Планирующих поступление в учреждение ВО |
3 |
Планирующих поступление в учреждение ССО |
4 |
Планирующих поступление в учреждение ССО по избранной специальности |
5 |
Планирующих поступление в учреждение ПТО по избранной специальности |
6 |
Планирующих поступление в учреждение ПТО |
7 |
Не планирующих поступление в учебное заведение |
Наиболее востребованные предметы для поступления у учащихся 11 классов – русский язык, математика, биология, физика и химия. Набор выбранных предпочитаемых предметов практически не меняется, начиная с 7 класса.
Рис.12. Число учащихся, планирующих сдавать ЦТ по предметам
Рейтинг выбранных учреждений высшего образования, а также наиболее востребованных специальностей учреждений высшего образования представлены на рис. 13, 14.
Рис.13. Число учащихся, планирующих поступление в учреждения ВО области
Рис.14. Перечень наиболее востребованных специальностей учреждений ВО
Сравнивая прошлогодний выбор учащихся 10 классов и их выбор через год, отмечаем, что планы нынешний выпускников школы не претерпели заметных изменений.
В опросе «Профпрогноз 2020» пока не представлен анализ гендерных предпочтений учащихся, также не предлагались вопросы, которые позволили бы выяснить, что оказало существенное влияние на причины для того или иного выбора при анкетировании.
Отчёт о профессиональных намерениях учащихся 7-11 классов (год окончания - 2020) учреждений общего среднего образования Гомельской области. Скачать: