Найди свой путь в спорте!
Проект для всех учащихся Гомельской области, которые хотели бы заниматься каким-либо видом спорта,для юных спортсменов, которые только в начале спортивного пути, для родителей, педагогов и тренеров.
Проект реализуется в рамках деятельности межведомственного координационного Совета по профессиональному самоопределению и тестированию учащихся Гомельской области.
Цель проекта:
создание равных возможностей для диагностической, социально-психологической поддержки и сопровождения учащихся, желающих заниматься спортом – при выборе спортивного направления, юных спортсменов – для успешного занятия выбранным видом спорта.
Одной из задач государственной политики в сфере физической культуры и спорта является вовлечение максимально возможного числа детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом в свободное от учебы время с учетом индивидуального своеобразия их спортивных интересов, склонностей и способностей в учреждениях образования области.
Привлечение к занятиям физкультурой детей уже в младшем возрасте обеспечивает формирование у них правил здорового образа жизни и привычку заниматься спортом всю дальнейшую жизнь. Увеличение массовости в физкультуре и спорте оказывает существенное влияние на эффективность деятельности системы отбора и подготовки спортивного резерва и соответственно на результаты в профессиональном спорте.
Но тенденции последнего времени показывают, что у учащихся снижается интерес к занятиям физической культурой и спортом, падает престижность здорового образа жизни, систематических занятий спортом.
Процесс спортивной ориентации порой носит непредсказуемый характер: дети приходят заниматься в ту или иную спортивную секцию случайно вместе с товарищами, по желанию родителей, в лучшем случае по совету учителя физической культуры. Как следствие, многие из них занимаются «не своим» видом спорта и, не достигнув сколько-нибудь значимых результатов, прекращают систематические тренировки. В то же время, как в другом виде спорта они, возможно, смогли бы добиться высоких результатов. Многие из спортивно одаренных детей не приходят в спорт вообще, так как не знают о своих способностях.
Кроме того традиционная практика спортивного отбора ограничивает доступ большого количества «малоперспективных» детей к систематическим занятиям спортом.
В этих условиях возрастает роль эффективной организации спортивной ориентации, которая позволила бы подобрать для каждого ребенка подходящий вид спортивной деятельности в соответствии с его склонностями и интересами, задатками и способностями.
Одним из подходов к решению проблемы спортивного отбора, в том числе морально-этического аспекта, является реализация концепции физкультурно-спортивной ориентации, переход от антигуманного «отбора для спорта» к гуманному «выбору спорта для человека». Это подразумевает определение индивидуального своеобразия предрасположенности каждого ребенка (на уровне склонностей, задатков и других личностных качеств) к определенным видам спорта и соревновательных упражнений.
При этом каждому ребенку предоставляются равные возможности для удовлетворения своих спортивных интересов!
Процесс спортивной ориентации учащихся предлагается проводить поэтапно: массово – от ориентации на группы родственных видов спорта (родовая ориентация), выборочно – к ориентации на один (или несколько) видов спорта (видовая ориентация), далее – к индивидуальной ориентации внутри вида спорта (ролевая ориентация).
Первый шаг для реализации проекта – организация лаборатории спортивной психодиагностики и сопровождения учащихся, которые планируют заниматься или занимаются физкультурой и спортом в учреждениях общего среднего образования, дополнительного образования и в специализированных учебно-спортивных учреждениях нашей области.
Лаборатория создается силами Регионального центра тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи совместно с кафедрой физического воспитания и спорта УО «Гомельский государственный технический университет им. П.О.Сухого».
Главная цель деятельности будущей лаборатории – формирование банка данных учащихся учреждений образования области с целью оказания помощи и поддержки учащимся в выборе спортивного направления, а также выявление перспективных учащихся для совершенствования в избранном виде спорта и сопровождение подготовки юных спортсменов на основе различных методов диагностики, включая спортивную психодиагностику.
Физическая культура и спорт, в равной степени, как и образование – это важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового человека, поэтому вопросы реализации потенциала учащихся должны рассматриваться в едином контексте.
Накопленный за годы своей деятельности Центром богатый опыт работы с учащимися по их поддержке в сфере образования, в планировании будущей карьеры позволит успешно и эффективно решать актуальные проблемы в спортивной ориентации, отбора и сопровождения начинающих спортсменов в нашей области.
Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц!