Подведены итоги международного проекта “Drawing the Future” (Рисуем будущее), в котором приняли участие учащиеся начальных классов школ и гимназий Гомельской области*.
Цель проекта “Drawing the Future” — узнать больше о карьерных предпочтениях детей младшего школьного возроста и о том, что влияет на этот выбор. Для этого организаторы — благотворительная организация из Великобритании “Education and Employers”**, предложили учащимся нарисовать картинку, изображающую профессию, которую они хотели бы иметь когда вырастут или ответить на простые вопросы: “Откуда ты узнал о профессии” и “Твой любимый предмет в школе”.
Результаты учащихся из Беларуси представлены в итоговом отчете (на английском языке), размещенном на сайте организации “Education and Employers”...
Перевод части отчета, посвященного итогам, показанным учащимися нашей республики приведен ниже.
Итоги проекта
“Drawing the Future” Беларусь
Школы и гимназии Гомельской области
участвовавшие в международном проекте “Drawing the Future”
ГУО «Комаринская средняя школа» (Брагинский район) |
ГУО «Гимназия г. Ветки» |
ГУО «Средняя школа № 1 г. Добруша» |
ГУО «Средняя школа № 2 г. Житковичи им. А.В. Головача» |
ГУО «Средняя школа № 1 г. Калинковичи» |
ГУО «Лельчицкая районная гимназия» |
ГУО «Средняя школа № 7 г. Мозыря» |
ГУО «Средняя школа № 2 г. Петрикова» |
ГУО «Гимназия г. Рогачева» |
ГУО «Средняя школа № 3 г. Хойники» |
ГУО «Гомельская Ирининская гимназия» |
ГУО «Средняя школа № 61 г. Гомеля» |
ГУО «Средняя школа № 17 г. Гомеля им. Франсиско де Миранды» |
ГУО «Средняя школа № 1 г. Буда-Кошелёво» |
ГУО «Поколюбичская средняя школа» (Гомельский район) |
ГУО «Средняя школа № 2 г. Ельска» |
ГУО «Средняя школа № 10 г. Жлобина» |
ГУО «Гимназия г. п .Корма» |
ГУО «Лоевская районная гимназия» |
ГУО «Средняя школа № 2 г. п. Октябрьский» |
ГУО «Средняя школа № 9 г. Речицы» |
ГУО «Гимназия г. Светлогорска» |
ГУО «Средняя школа № 1 г. Чечерска» |
ГУО «Средняя школа № 67 г. Гомеля» |
ГУО «Гимназия № 58 г. Гомеля им. Ф.П. Гааза» |
|
* в проекте от Республики Беларусь участвовали учащиеся Гомельской области из 25 школ и гимназий (515 школьников) и
г. Минска (352 учащиеся).
** Благотворительная организация “Education and Employers” проводила исследования в сотрудничестве с Times Education
Supplements, профсоюзом учителей NAHT и Институтом образования UCL при поддержке Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).

Международный релиз по итогам проекта “Drawing the Future”
Беларусь
В Беларуси 867 учащихся из 87 различных школ Гомельской области и г. Минска приняли участие в анкетировании. Часть школ представили только по одной анкете, школа с наибольшим количеством прошедших анкетирование - гимназия № 22 г.Минска (337 учащихся). Мальчики составили 47% от общего количества участников и большинство из них были в возрасте 8-11 лет (97%).
Наиболее популярные профессии в меньшей степени совпадают с некоторыми профессиями, выбранными во многих других странах, но сконцентрированы по тем же самым направлениям: очень заметна роль государственных служащих (доктор - в 15% анкет, милиционер - в 14%, учитель - в 13%, военный/пожарный - в 12%) и внимание к знаменитости (спортсмен (ка) - в 11%). Согласно анкетам 65% учащихся выбирает одну из этих шести профессий.
Гендерные различия
Значительные гендерные различия возникают в наиболее распространённых карьерных устремлениях (Таблица 15). Мальчики склонны выбирать наиболее активные профессии, такие как милиционер, военный и спортсмен, а так же техническую работу, такую как инженерия, наука и архитектура. Девочки, напротив, выбирают творческие профессии, в таких сферах как мода, парикмахерское дело, пение и изобразительное искусство, а также преподавание. Желание быть врачом – это выбор чуть более 5% учащихся от общего числа анкетируемых: из них - 14% девочек и 7% мальчиков.
Таблица 15: Беларусь. Наиболее популярные выбранные профессии у детей
в возрасте 7-11 лет (по гендерным различиям)
Девочки -топ 10 профессий |
|
% |
Учитель/Преподаватель |
14% |
Врач |
14% |
Ветеринар |
13% |
Модельер/Ювелир/ Дизайнер обуви/ Дизайнер сумок |
9% |
Парикмахер |
7% |
Певец/Музыкант |
7% |
Художник |
6% |
Танцор |
4% |
Актриса |
3% |
Милиционер |
3% |
Мальчики -топ 10 профессий |
|
% |
Милиционер |
20% |
Военный/Моряк/Летчик/Пожарный |
18% |
Спортсмен |
15% |
Инженер (гражданское строительство, механика, электрика) |
7% |
Врач |
7% |
Водитель/Автоперевозчик |
7% |
Архитектор |
4% |
Шеф-повар |
3% |
Учитель/Преподаватель |
3% |
Ученый |
3% |
Назад
Далее
Как вы узнали о профессии
49% из анкетируемых учащихся указали, что они лично знают кого-нибудь, кто выполняет работу, которую они выбрали, в большинстве случаев - от члена большой семьи (38%) или родителя/опекуна (36%), от друзей и учителей. В остальных случаях, они обычно слышали о работе из телевидения/кино/радио- (54%), далее - 17% учащимся посоветовали родители и 16% узнали из личных встреч (см. полную информации на Рисунке 15).
Любимые предметы
На Рисунке 16 приведены наиболее популярные предметы: Математика, Физическая культура и Английский язык. В отличие от карьерных устремлений, здесь пол учащегося менее влияет на выбранные любимые предметы. Математика и Английский язык занимает две верхние позиции как у мальчиков так и у девочек.
Назад
Гендерные стереотипы начинаются в начальной школе
и детские карьерные предпочтения не совпадают с потребностями рынка труда
Cвыше 20 000 рисунков детей начальной школы показывают, что несоответствие навыков начинается раньше и карьерные предпочтения меняются только незначительно после семилетнего возраста.
Лондон, 19 февраля, 2018 - благотворительная организация «Education and Employers» из Великобритании, сегодня выпустила знаковый отчет «Drawing the Future», который показал, что различия между детскими карьерными предпочтениями в возрасте от 7 до 17 лет являются незначительными и чаще всего основаны на гендерных стереотипах и социально-экономических условиях, и на влиянии телевидения, фильмов и радио. Отчет также показывает, что некоторые отрасли, существенные для экономического состояния, будут плохо обеспечены ресурсами в будущем.
Являются ли мечты, надежды и предпочтения для детей важными? Формируются ли они кем-то и каким ребенок может стать? «Drawing the Future» – это первое масштабное исследование - опрос детей 7–11 лет: кем они хотят стать, рисуют свой идеал будущей работы, и что повлияло на их ответ. Определяя факторы, влияющие на карьерный выбор, участников спрашивают: знают ли они лично кого-либо, кто выполняет эту работу, и если нет, как они узнали о работе, а так же об их любимых предметах. Свыше 20 000 анкет были получены из Великобритании, Австралии, Беларуси, Бангладеш, Китая, Колумбии, Индонезии, Пакистана, Румынии, России, Швейцарии, Уганды и Замбии.
“Отсутствие доступа к примерам для подражания и информированности о различных профессиях вызывает особую озабоченность у детей из неблагоприятных семей. Рисунки также носят чисто гендерный характер. Однако есть простое решение, которое легко реализовать. Все дети, несмотря на их социальную среду, где они живут или работают их родители, должны иметь возможность встретиться с людьми, выполняющими широкий спектр работ для помощи в понимании их огромных возможностей, открытых для них. Это то, чему государства и органы управления во всем мире должны уделять гораздо больше внимания,” Andreas Schleicher, Director for Education and Skills at the OECD.
Международные итоги включают следующее:
- С точки зрения гендерных стереотипов и карьерного ожидания у разных полов, предпочтения, как правило, имеют общие стереотипы мужских/женских ролей по всей выборке. Одна из наиболее популярных профессий у мальчиков – милиционер и военный, в то время как преподавание является одной из наиболее популярных профессий у девочек.
- Тенденции в STEM* предпочтениях во многом схожи. В соответствии с популярными теориями, связанными с мужскими и женскими ролями, мальчики проявляли предпочтение к работе с вещами, например, в качестве инженера или ученого, в то время как девочки стремились к работе с людьми/к профессиям, связанным с заботой, например, работая в качестве учителя, няни, врача или ветеринара.
- Во всех странах математика или наука входит в топ двух любимых предметов среди детей (у девочек и мальчиков), кроме детей из Австралии и Китая.
- Главные тенденции говорят о том, что в некоторых развивающихся странах дети имеют больше практических и высокопрофессиональных амбиций (врач, учитель), в то время как в развитых странах они часто формируются вокруг культа знаменитостей (например, спортсмен, карьера в СМИ и азартных играх).
- Родители и другие члены большой семьи чаще всего влияют, если анкетируемый ответил, что он знает кого-либо лично, кто выполняет эту работу. Исключение в развивающихся странах, таких как Уганда и Замбия, где учитель оказывает большее влияние. Если молодой человек не знает кого-либо лично, кто выполняет эту работу, телевидение/фильмы оказывают наибольшее влияние, только одно исключение Уганда или Замбия. Во всех странах менее чем 1% детей из каждой страны слышали о мире работы от волонтёров, посещающих школу.
- Опрос также показал, что детские карьерные предпочтения имеют мало общего с планируемыми потребностями рынка труда - доказано, что, несмотря на вмешательство государства, мы недостаточно привлекаем молодых людей в профессии отраслей с будущим ростом и где отмечен уже значительный дефицит кадров.
STEM* - Science, Technology, Engineering, Mathematics
“«Drawing the Future» свидетельствует о необходимости того, чтобы дети младшего школьного возраста больше интересовались примерами для подражания из мира труда с раннего возраста. Это важно для того, чтобы дети лучше понимали мир, в котором они растут, знали о широком спектре вариантов карьеры, открытых для них, начиная с раннего возраста”, Nick Chambers, CEO, «Education and Employers». “Детские рисунки также по настоящему увлекательны – некоторые показывают невероятные творческие и артистические способности и дают интересные и проницательные размышления для выбора карьеры – некоторые очень вдумчивые другие забавные“.
Отчет, который был выполнен в сотрудничестве с Education and Skills at the OECD, Times Education Supplement, the NAHT and UCL Institute of Education, был представлен лидерам в области экономики и бизнеса со всего мира на Мировом Экономическом Форуме в Давосе 25 января 2018 г.
Отчет доступен здесь: www.educationandemployers.org/wp-content/uploads/2018/01/DrawingTheFuture.pdf
Об организации «Education and Employers»
«Education and Employers» - это благотворительная организация из Великобритании, созданная в 2009 году для поддержки молодых людей в их устремлении, мотивации, знаниях, навыках и перспективах, в которой они нуждаются для достижения их потенциала. Они делают это для того, чтобы каждая школа и колледж могли эффективно сотрудничать с работодателями, обеспечивая связь школ и колледжей с волонтерами из мира работы, быстро, легко и бесплатно, используя инновационные match-making технологии под названием www.inspiringthefuture.org. Они также проводят исследования в эффективности участия работодателя в образовании и работе с ведущими государственными органами, представляющими лидеров образования, бизнеса и правительства www.educationandemployers.org.
Назад